Зимой на велосипеде, особенности езды и подготовки

можно ли кататься на велосипеде зимой

В последние годы все чаще можно заметить на зимних улицах людей на велосипедах. Казалось бы, зима и велосипед — как совместить?! Но ведь в странах северной Европы и на севере Китая на велосипедах передвигаются круглый год, и это не кажется чем-то необычным. С учетом нашего сурового климата и преобладанием холодных дней в году над теплыми, многие велобайкеры обоснованно хотят продлить велосезон

Так можно ли кататься на велосипеде зимой? Конечно же можно, потому как велосипед является универсальным транспортным средством. Однако, необходимо учитывать особенности зимней езды, подготовить велосипед и экипировку для холодного времени года. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Одежда для зимней езды

Мы настоятельно не рекомендуем вам кататься при температуре ниже -150C, потому как удовольствия вы уже, скорее всего, не получите, а для «железного коня» будет дополнительная нагрузка. Для езды зимой на велосипеде в первую очередь необходимо правильно подобрать экипировку. Одежда должна быть: не продуваемой и непромокаемой, яркой для того, чтобы вы были более заметны другим участникам движения и комфортной для удобного управления велосипедом.

Самое оптимальное — это трехслойность одежды: нижний, средний и верхний слой.

одежда для зимней езды
Зимой используйте трехслойность в одежде

Нижний слой – обычно это термобелье, изготовленное из современных синтетических тканей, которое сохраняет тепло тела и пропускает влагу (пот). Ни в коем случае не одевайте нижнее белье из хлопка.  Хлопок сильно впитывает влагу, становится мокрым, что может привести к замерзанию.

Средний слой нужен для утепления, обычно это джемпер или толстовка из полиэстера (т.н. флис).

Верхний слой — это непромокаемая и ветрозащитная мембранная куртка, которая защищает тело от ветра и влаги, и утепленные брюки для беговых лыж, которые также имеют влаго- и ветрозащиту, и не будут создавать дискомфорта при активном движении.

Катание на велосипеде в первую очередь должно быть безопасным, поэтому обязательно нужно надевать шлем, под который подбирается шапочка или балаклава (лучше использовать ее с полностью открытым лицом).

На руки можно одевать специальные велоперчатки для холодной погоды или не сильно объемные горнолыжные перчатки. Главное, чтобы было удобно переключать скорости и нажимать на тормоз.

Также, немаловажно правильно подобрать обувь. Не стоит использовать контактные обувь и педали, потому как снег может забивать пазы или защелки, да и, как правило, таких для зимнего катания не бывает. Оптимально подойдут треккинговые ботинки, которые, в свою очередь, не должны быть впритык по ноге.

Как подготовить велосипед

После правильно подготовленной экипировки не менее важно правильно подготовить и велосипед. При отрицательной температуре все механизмы работают иначе, нежели в теплую погоду, поэтому стоит более пристально следить за техническим состоянием «железного коня». Мы рекомендуем перед зимним сезоном провести техобслуживание вашего велосипеда.

зимние шипованные покрышки
Зимние шипованные покрышки

Из-за более скользкого дорожного покрытия зимой, аналогично с автомобилем, рекомендуется сменить летние покрышки на зимние. Зимние покрышки могут быть как шипованные (двухрядные и четырехрядные), так и не шипованные. У шипованных шин лучше сцепление. Состав зимней резины более мягкий, поэтому они не «дубеют» на морозе, из-за чего управляемость лучше. Конечно, можно кататься на летней резине, но для этого могут подойти лишь покрышки для горного велосипеда из-за своего протектора. Не стоит забывать о своей безопасности и не пробуйте выезжать на «лысой» резине, летних сликах или полуслаках. Давление в шинах не должно быть максимальным, оно должно зависеть от дорожного покрытия. Однако, не стоит забывать, что на морозе давление в шинах уменьшается.

При езде на велосипеде зимой необходимо постоянно следить за смазкой и не забывать регулярно (в идеале еженедельно) чистить и смазывать все механизмы и части велосипеда. Предпочтительней подбирать адаптированную к низким температурам смазку, потому как обычная загустевает и ее может выдавливать из подшипников во втулках, рулевой колонки или каретки. Загустевшая смазка не может равномерно смазывать цепь и кассету, что приводит к преждевременному износу деталей при попадании пескосоляной смеси и реагентов. Также смазка может застывать в «рубашках» тросиков, что приведет к затруднительному переключению скоростей и торможению.

Дисковые тормоза зимой
Дисковые тормоза зимой более эффективны

При низких температурах лучше выполняют свою функцию дисковые тормоза. Механические будут более надежны и эффективны. Ободные тормоза будут менее надежны из-за возможности замерзания и обледенения колодок и ободов велосипеда. Поэтому с ободными тормозами начинать торможение необходимо заранее.

Амортизационные вилки на морозе работают значительно хуже. На наш взгляд для зимы больше подойдут вилки с воздушно-масляными и пружинно-масляными амортизаторами, чем с эластомерным амортизатором. При низкой температуре эластомер становится твердым и вилка перестает срабатывать. У воздушно-масляных и пружинно-масляных амортизаторов масло внутри загустевает и они становятся более твердыми, но все-таки работают. И не забывайте перед выходом на улицу подкачивать воздушно-масляные амортизаторы.

Из-за короткого светового дня зимой обязательно используйте передний и задний фонари, для того, чтобы вы могли освещать себе путь и вас могли видеть другие участники движения. Не лишним будет дополнительно установить на байк светоотражатели.

используйте фонари и светоотражатели
Используйте фонари и светоотражатели

Из-за обилия на наших улицах реагентов в зимнее время, мы рекомендуем использовать крылья. Для города лучше устанавливать полноразмерные, потому как они лучше будут защищать вас и ваш велосипед от летящей грязи. Дополнительно можно использовать подрамный щиток.

Не рекомендуем зимой использование велокомпьютера, потому как при минусовой температуре он будет замерзать и работать нестабильно. К тому же из-за хрупкости пластика на морозе, падение может привести к поломке.

Во избежание коррозии частей велосипеда, после каждой поездки не забывайте чистить и протирать велосипед насухо от снега и возможных реагентов.

Особенности езды зимой

Езда на велосипеде зимой имеет свои отличия от летней, потому как сцепление с дорогой значительно отличается.

Стоит всегда помнить, что зимой нельзя совершать никаких резких движений и маневров, все движения должны быть плавными.

Чтобы комфортно и безопасно кататься зимой, стоит придерживаться нескольких правил.

Помните, что зимой на любом дорожном покрытии (за исключением чистого и сухого асфальта) вы не сможете резко остановиться даже при сильном нажатие на тормоз. Не забывайте, что на прямом участке дороги при торможении необходимо сначала нажимать на задний тормоз и только после с меньшим усилием на передний. Нажатия должны быть плавными и дозированными. При движении со спуска и резком развороте лучше пользоваться только задним тормозом, который также будет стабилизировать траекторию вашего движения. Чтобы при торможении не заблокировать колеса велосипеда, прибегайте к коротким и частым нажатиям на тормоз, подобно работе системы ABS у автомобиля. При снегопаде или движению по относительно глубокому снегу не забывайте «просушивать» тормоза, периодически совершая несколько нажатий на тормоз во время движения, до начала момента их срабатывания.

Перед прохождением поворота необходимо обязательно снизить скорость, после чего заходить в поворот при максимально возможном радиусе, потому как наклон байка может привести к падению на скользкой дороге. Стабилизировать траекторию движения возможно, передав усилие на заднее колесо. Во время прохождения поворота нужно стараться не нажимать на тормоз и не наезжать на какие-либо дорожные неровности.

зимняя езда

Ради вашей безопасности мы не рекомендуем вам ездить в городе по автодорогам. Из-за посредственной работы коммунальных служб зимой, дороги от снега зачастую заужены и край проезжей части достаточно скользкий, к тому же может иметь колею. Поэтому, для катания лучше выбирать скверы, тротуары и парки. Старайтесь ехать по твердой ровной поверхности, избегая снежной каши и колеи.

Очень хорошо кататься по лесным дорогам и тропинкам, которые идеально подходят для байкеров, в силу твердости покрытия и отсутствия других участников движения. Даже небольшой слой рыхлого снега не создаст вам какого-либо препятствия и неудобства.

На лед лучше выезжать только на шипованных покрышках, и шипы позволят вам управлять велосипедом весьма комфортно и эффективно. Если же вы попали на лед на не шипованной резине, тогда не стоит крутить педали, вставая на них, не стоит нажимать на тормоз и делать резкие движения рулем или корпусом. Да и вообще, все ваши движение должны быть плавными, до момента окончания льда.

Мы надеемся, что информация из нашей статьи подскажет вам как ездить на велосипеде зимой и как нужно следить за «железным конем» в этот суровый период.

Ссылка на основную публикацию